Современный человек очень много времени проводит за рулем, сидя в офисе или дома, за компьютером, что в разы увеличивает риски осложнений и проблем со спиной и шеей. Поэтому важно постараться избежать серьезных ошибок и как можно раньше начинать заботу о позвоночнике. О здоровье спины и лечении без операций и методах хирургического вмешательства мы поговорили с врачом-нейрохирургом Клиники МЕГА Ахсарбеком Рамоновым.
- Позвоночник – это очень сложный механизм, от правильной работы которого зависит функционирование других систем организма. В каких случаях требуется оперативное вмешательство?
- Довольно-таки объёмный вопрос, на который так легко и просто невозможно ответить. В основном, когда возникают проблемы позвоночника, которые приводят к нарушению функций спинного мозга или корешков. Практически все эти состояния нуждаются в хирургическом лечении. Допустим, это травматические переломы, переломы на фоне опухолевых поражений онкологией. Также в тех случаях, когда грыжи межпозвонковых дисков либо секретированные грыжи не поддаются консервативному лечению и приводят к нарушению функций спинного мозга либо корешков. То есть это те ситуации, которые не могут заставить ждать, будет ли эффект от консервативного лечения. Порой ожидание может привести лишь к ухудшению состояния.
- Есть ли какая-то альтернатива операциям или в случае, когда требуется оперативное вмешательство оттягивать не стоит?
Допустим, человек обратился к врачу с грыжей диска. Естественно, я смотрю, насколько выражены боли, есть ли какой-то неврологический дефицит. Когда боли не совсем сильно выраженные, а пациент их пока что нормально переносит их без каких-то неврологических проблем (функционально корешки и спинной мозг не страдают), то мы можем попробовать полечить консервативно. В большинстве случаев так и бывает, что я назначаю консервативную терапию, направляю к неврологам, и лишь в том случае, если это лечение уже не помогает, либо боли усиливаются, то пациенты повторно приходят ко мне.
- Какие операции Вы проводите?
- Я провожу практически все виды оперативного вмешательства: онкология позвоночника и спинного мозга, травматические переломы всех 3 отделов: шейный, грудной и поясничный, дегенеративные стенозы, грыжи дисков, листезы. То есть оперирую практически всю патологию.
- Какие современные хирургические методики применяются в Клинике МЕГА?
- В Клинике МЕГА мы применяем современные методики лечения грыж, дисков, стенозов, каналов. Это как микрохирургия, когда выполняется через небольшой разрез под специальным микроскопом. На второй день после этой операции пациенты встают и начинают ходить в корсете. То есть это такая малоинвазивная хирургия, микрохирургия, которая гораздо легче переносится, и восстановительный период протекает намного быстрее. Это передовая технология, которая применяется при устранении дегенеративных проблем позвоночника и и дисков.
- Как правильно подготовиться к операции?
- Накануне пациент проходит полный спектр обследований для того, чтобы мы решили, насколько выражены риски по сопутствующим патологиям, если они есть, каких специалистов нам надо подключить для предоперационной подготовки, если есть какие-то изменения в анализах и т.п. Поэтому если при подготовке к операции выявляются какие-либо изменения по анализам, либо по исследованиям, то, конечно же, она откладывается, ведь операционные риски увеличиваются в разы. Поэтому для начала пациент проходит лечение.
- Каков период восстановления после оперативного вмешательства, и от чего он зависит?
- Во-первых, это зависит от индивидуальных особенностей. А так программа восстановления у всех, независимо от веса, возраста, одна: на второй день после операции следует вертикализация, то есть я поднимаю пациента, и он начинает ходить, чтобы мы посмотрели, каков результат хирургического вмешательства, насколько мы помогли, насколько боль ушла. Такого нет, что человек лежит неделями, месяцами. Единственное, что могу сказать, после операции месяц нельзя бывает садиться.
- На ваш взгляд, стало ли безопаснее за последние годы хирургическое лечение?
- Учитывая то, что технологический прогресс сейчас очень выраженный, а у нас очень дорогостоящие аппараты, которые нам помогают во время операции минимизировать риски, конечно, да! В наше время все намного безопаснее, чем десятки лет тому назад.